при поддержке:

Каплан Л.М. : Я давно мечтал о том, чтобы был единый Реестр, и было ясно, какие предложения и потребности есть на рынке

В интервью пресс-службе Национального центра вице-президент Санкт-Петербургского Союза строительных компаний «СоюзПетроСтрой», доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ Каплан Лев Моисеевич охарактеризовал значимость Национального реестра надежных поставщиков товаров, работ и услуг и его востребованность на рынке строительных материалов, изделий и конструкций.

Чем сегодня можно противостоять «халтуре»? Как защитить внутренний рынок от контрафакта и фальсификата?

Противостоять можно путем объединения добросовестных поставщиков, как это сделал «Электрокабель»- они выпустили манифест «За честный бизнес» и сами следят за тем, чтобы всякого рода «халтурщики» на этот рынок не попадали. Ну и контроль со стороны тех, кто покупает строительные материалы. Другого пути я не вижу.

Что для Вас означает слово «репутация»?

Репутация – это сроки выполнения договорных обязательств, поставки, качество, цена, если говорить о промышленности стройматериалов. И, конечно, опыт, стаж работы на рынке, отзывы.

В развитии института репутационной ответственности бизнеса разработан Национальный реестр надежных поставщиков товаров, работ и услуг. Своевременна ли инициатива?

Вообще, это очень сложно. За 21 год моего руководства Союзом строительных компанией, я много раз пытался заниматься рейтингами, выходил на биржу, чтобы на этой площадке встречались покупатели и продавцы, но нам заявили, что это не биржевой, не массовый товар и я думаю, что это должен отрегулировать рынок. Государство вряд ли поднимет на свои плечи эту проблему, это очень сложно. Мне представляется так, что всякого рода сообщества, например, по поставке бетона, конструкций, должны у себя наводить порядок, сами следить за поставщиками.

Вы видите предприятия малого и среднего бизнеса в Национальном реестре?

Конечно, вижу, если все это будет создано. Сейчас ситуация такая, что в нынешней обстановке кризиса, который бушует во всю, у нас много пропадает компаний, а на их месте возникают какие-то новые, непонятные компании и такая огромная волатильность рынка, что невозможно за всем уследить. Поэтому, реестр в такой ситуации очень полезная вещь, но трудная.

Что поможет обеспечить доверие такому реестру?

Реестр - если он будет работать, станет рабочим документом, и к нему будут обращаться. Все зависит от покупателей продукции промышленности строительных материалов. Они могут установить контроль. Например, в ЛенСпецСМУ есть специальный входной контроль, который и привел в итоге к тому, что они практически все производят самостоятельно. Но там где есть контроль и не пропускают, кого попало – это дело субъектов рынка. Вся промышленность строительных материалов работает на поставку, а не на склад. Если они будут производить на склад - это путь к банкротству. Каждый застройщик, а в городе 15 крупных компаний, уже имеют свои привычные долгосрочные обязательства, контракты по поставке материалов. Борьба с аммиачным бетоном, к примеру- долго государство, институты пытались бороться, а все сами сделали те, кто покупает эти бетонные и штукатурные смеси. В рыночной экономике, когда все пущено на «вольные хлеба», может быть два пути: декларирование каким-то сообществом поставщиков, что они будут следить сами за качеством или, более вероятно, что те, кто покупают строительные материалы и конструкции, должны сами резко усилить входной контроль.

Где может быть востребован Национальный реестр надежных поставщиков товаров, работ и услуг?

Если к Реестру будут обращаться и верить ему, то он имеет право на существование и востребован он будет, прежде всего, у застройщиков, заказчиков, подрядчиков, которые потребляют эти строительные материалы. Для самих предприятий - производителей попадание в этот Реестр - это дополнительный козырь, чтобы рекламировать или продвигать свою продукцию. 

Я давно мечтал о том, чтобы на одной площадке в электронном виде встречались продавцы и покупатели, чтобы был единый Реестр, и было ясно, какие предложения и потребности есть на рынке.